Глубок у Сергея Бакина интерес к балету и закулисью балета. Это главнейшая из тем художника. Работы этого цикла можно стилистически характеризовать как постимпрессионистические. Предшественник С. Бакина в этой теме в мировом искусстве — Эдгар Дега — был более реалистичен, и, хотя его причисляли к импрессионистам, сам предпочитал считать себя реалистом. В сравнении с ним Бакин по оттенкам и трактовке образов куда ближе к импрессионистам. Отметим также, что существует объемное теоретическое исследование искусствоведа О. Ю. Кошкиной «Наследие Э. Дега в творчестве С. В. Бакина». Мы согласны с её утверждением: «Опираясь на известное высказывание Дега о том, что пастель позволяет ему стать „колористом с линией“, в данной сдержанной работе, посвящённой балету, Бакин предельно последователен заветам великого мастера: он творит настоящую живопись малыми средствами, передавая сложную гамму цветовых отношений натуры». И всё же, несмотря на прямую преемственность темы, С. Бакин — не подражатель, а продолжатель европейской живописной и пастельной традиций. Нам также кажется верным высказывание Александра Семенцова о творчестве художника: «В отличие от предшественников, художник избегает использования открытого цвета, натурности в колорите. Создавая, казалось бы, монохромные по колориту холсты, он тонко варьирует множество оттенков светлых тонов, уплотняя рисунком весь холст». «Образы Бакина исполнены внутренней экспрессии и порой глубокого трагизма», — сказал А. Семенцов. Да, его холсты плотно, изящно прописаны, колористически сдержанны, психологически ёмки и порой истинно трагичны.
В отношении балетной темы художник предстает как пристрастный созерцатель, умеющий виртуозно уловить, подхватить из воздуха жест балерины, остановить миг жеста как динамический всплеск движения. Несмотря на необозримую обширность балетных циклов Сергея Бакина, укажем на типологически наиболее характерные, с нашей точки зрения, работы. Прежде всего, художник, безусловно, является певцом вечной женственности. Это неотъемлемая черта подавляющего большинства его произведений. Правда, его интересует не только момент хорового единства танцовщиц в совместных движениях, но и момент усталости, когда тонкая фигура балерины поникает, когда её силы на исходе. Этот мотив нестандартен для изобразительного искусства, и создается впечатление, что наиболее полно он разработан именно С. Бакиным, чье мастерство оттачивалось с ранних лет в средней художественной школе при Академии художеств и в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. (Своим учителем живописи он считает, прежде всего, Родиона Гудзенко, художника старшего поколения ленинградского андеграунда).
По признанию самого художника, он многие годы увлеченно работал над темой балета: «В 2001–2007 гг. я имел возможность посещать репетиции и спектакли Мариинского театра, с 2012 г. по 2013 г. — Театра балета им. Л. Якобсона, потом делал наброски, рисовал в детской студии балета А. Аттикова (с 2013 по 2014 гг.)». Профессионалы-балетмейстеры могли бы назвать движения группы или отдельных фигур, силуэтов их балетными «именами», но не терминологические определения интересны художнику, а особый характер, «динамический ключ» схваченного момента, который под мелком или кистью становится истинно изящным, пойманным в своей мгновенной неуловимости. Бакин не каталогизирует движения. Художник-наблюдатель выявляет для зрителя в них экстатический порыв и их красоту. Он улавливает, любуется и глубоко по-своему отражает. Укажем, в связи с вышесказанным, на такие работы, как «Балет» (2019), «Пачка» (2006), «На репетиции» (2017), «Кетеван» (2017), «Поза» (2017), «Танцовщица» (2014). Примерами зорко уловленной грациозной женственной усталости, релаксации в балете могут служить, например, «Устала» (2019), «Пуанты» (2023), «Танцовщицы» (2013), «Пауза» (2024), «На репетиции» (2003), «Думы» (2016) и многие другие.
Есть и прямо противоположная, хотя и очень близкая по сюжету балетная линия, где балерина напряжена как натянутая струна, полна юной энергии и готова стремительно вырваться на сцену. Она только начинает свой вдохновенный танец. Это такие работы, как цикл «За кулисами» (2023), тематически сходные «Балет» (2013), «Танцовщица» (2023), «Танцовщица, надевающая пачку» (2011), «Чёрная танцовщица. К. Кандаурова» (2001), «Эскиз» (2017).
Заметим также, что бесчисленные балерины Бакина не предстают в свободе фантазии — обнаженными. Нет. Невольный эротизм художника касается каждой складки их одежд, поданных в неожиданных поворотах и мелковых овальных росчерках. В этом смысле чрезвычайно ценен и эстетически совершенен цикл в цикле, что характерно для Бакина, — «Женщины-бабочки», где символически одежда танцовщиц претворяется в летящих, танцующих бабочек. Именно здесь проявляется максимальная творческая увлеченность, пленённость темой. Нельзя не упомянуть о том, что художник окончил Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной на отделении моделирования одежды и семь лет работал по специальности в Ленинградском Доме моделей. Возможно, оттуда в «Женщинах-бабочках» столь утонченно воплощено искусство создания силуэта.
По-иному в многочисленных и разнообразных балетных произведениях звучат мужские образы танцовщиков. Например, «Петрушка» (2024), в облике которого отражена печаль, и явно парные работы «Фавн» (2024) и «Нуреев» (2024), в которых художник, создавая лепку фигуры, экспериментирует с цветовым пятном и графически переданной тенью. Здесь больше созерцания, а не любования, как это зачастую проявляется при создании женских образов. Создается впечатление, что у Сергея Бакина рисунков и этюдов балетной темы наработано на тысячелетие вперед. Каждая работа дорога художнику, в каждом опыте он находит нечто особенное, каждый вызывает воспоминание о пережитом чувстве.
Если в Европе к 1980-м годам ХХ века интерес к пейзажам постепенно угасал, то в России он, напротив, расширялся и развивался. В пейзаже многие художники нашли себя как мастера. Каждый из них для узнаваемости должен иметь свою тему, своё направление, свои стилистические особенности. Узнаваемость — это решающее качество при оценке самобытности и значения художника.
Сергей Бакин громко и основательно заявил о себе как о творце, воспевшем родной Петербург. Его городская, урбанистическая серия столь же обширна и многочисленна, как и серия, посвящённая его излюбленной теме — балету. В этих работах художник проявил себя уже как мастер иного плана. В урбанистических полотнах прибавился колоризм — изящество палитры перешло в насыщенный цвет.
В этой серии у Бакина есть панорамные работы, такие как «Баржи на Неве. Белые ночи» (2001). Это полотно с неяркой, дымно-туманной палитрой, где из тумана проявляются образы серо-светлого неба, речных судов и водяных бликов. Другая панорамная урбанистическая работа — «Петроградская сторона» (2001). Здесь размытая, близорукая живописность создаёт впечатление неоимпрессионистического стиля: городское пространство с домами, мостом и фигурами людей освещено светлеющим (возможно, после дождя) небом. Свет будто бы стекает с неба на изумрудные крыши домов. Интересны акценты соотношений зелёного, серого и розового. В целом создаётся впечатление, сходное с тем, которое вызывают картины «предимпрессиониста» Джозефа Тёрнера. Аналогична панорамная картина «Крыши на Синопской набережной» (2007). Здесь питерские многоэтажные старые дома воспеты в небесно-фиолетовом, грозовом северном свете.
Сергей Бакин находит свою уникальную живописность и в холсте «Туман на Фонтанке». Вечернее фиолетовое свечение неба над мостом с желтыми, размытыми дождём фонарями, данными артистически точным мазком, отражается в воде. Палитра неба и воды почти едина, разница видна лишь в бликах и нюансах. У Бакина часто бывает так, что один-два решающих мазка создают доминанту мечтательно-туманного настроения. Эти мазки — жёлтые огни фонарей — не нуждаются в «конкретике» или реалистической прорисовке. Даже без этого художнику удаётся убедительно передать настроение, сотканное из сдержанных северных оттенков света и цвета.
В городской серии встречаются и «трагические» работы. Например, «Апраксин двор. Ночь» (2013). Трагический настрой возникает при созерцании тёмных, чёрных провалов окон покинутого в ночи старинного дома. Или он только кажется покинутым… Красноватые отблески неба усиливают напряжённость общего тона этого запоминающегося произведения.
В рамках этой серии можно было бы организовать целую выставку под названием «Мосты Петербурга». На многих холстах Бакина мосты — разные по виду и подаче — играют значительную роль. Среди них — «Американские мосты. Обводной канал» (2012), «Фонтанка» (2024), «Мост Петра Великого. Ночь» (2015), «Последний трамвай» (2007) и другие, где мосты становятся деталью более обширного пейзажа. Ещё один крупный и ценный цикл архитектурной графики Сергей Бакин посвятил наследию архитектора Сильвио Данини, творившего в эпоху Серебряного века. Данини спроектировал множество жилых домов и храмов в Царском Селе, Петербурге и его окрестностях. В 2022 году в Пушкине, в здании кордегардии Московских ворот, прошла персональная выставка художника — «Посвящение Данини».
Совершенно особой и магистральной, как и балет, темой творчества Сергея Бакина является карнавал. Причём это необычный карнавал — грустный, задумчивый, фантасмагоричный. В реальности некоторые образы всемирно знаменитого Венецианского карнавала, главного карнавала Европы, выглядят призрачными и пугающе страшными. В части серии, выполненной на холсте, передан спокойный, неяркий декоративно-живописный настрой. Из марева приглушённых цветов словно проявляются чёткие, красивые женские лица! В их «появлении» на холсте чувствуется что-то врубелевское!
Другая часть карнавального цикла выполнена в пастельной технике. Она началась в начале 2000-х годов. На пастельных листах образы гротескные и сатирические, с ощущением «двойного дна» в их клоунадном, карнавальном веселье. Мастерство рисовальщика, присущее всем циклам художника, придаёт этим образам особую притягательность. В их гротеске мелькает что-то зловещее. Среди них встречаются статичные образы, но большинство пленяет динамичной подвижностью, сочетающейся с психологическим трагизмом. Все это творчески обретается художником совершенно экспромтально.
Ещё один самостоятельный цикл — портреты. По признанию художника, он не концентрировался на этом направлении и выполнял портреты от случая к случаю. Почти все они близки манере al prima, жанру «моментального» портрета, созданного с натуры за один сеанс. И здесь инстинкт мастерства не подводит Сергея Бакина. Очень совершенен и психологически глубок женский портрет «Катерина» (2005), а мужские «возрастные» портреты — такие как «Рыбак. Герман» (2015), «Отец Андрей» (2011), «Н. Благодатов» (2011), «Рыбак» (2014) — ещё более впечатляют. Очень силен портрет в тоне сепии Н. Белоусова (2016). Нежданно в этот цикл врываются портреты, близкие к жанровым, где доминирует ирония. Например, «Причастие» (2001), где католический священник подаёт облатку — здесь двойной портрет. К этой же категории можно отнести ироничные портреты Р. Гудзенко (1998) и Р. Якушина (1978), которому предшествовал его карандашный портрет 1978 года. Отдельным философским опытом воспринимается один из детских портретов — «Девочка с черепом» (1981), исполненный маслом на картоне. Во всех портретах Бакина прослеживается определённая графичность, что придаёт чертам образов чёткость и выразительность.
Цикл портретов расширяется в подраздел, который сам художник назвал «Жанр», то есть пастельно-графический раздел жанровых произведений. Здесь Бакин проявил наблюдательность: очень трогательна серия, изображающая пожилого человека с маленьким ребёнком в электричке, а также изумительно выполнены блики на воде в сценах с купальщиками.
Особое место среди авторских циклов Сергея Бакина занимает его цикл «Интимная жизнь». Он состоит из женских ню — изображений как красивых, так и некрасивых, реальных, нефантазийных женщин. Некоторые произведения звучат эскизно и жанрово, особенно те, где автор изображает пары на городских парковых скамейках. Характерными примерами являются «Соблазнитель» (2021), «Пара» (2024), «Кафе» (1999) и другие.
Из психологических черт самого Сергея Владимировича Бакина, каким он проявляется в жизни, можно отметить целеустремлённость, самодостаточность и пристальное наблюдение как художника. В жизни он действует смело и решительно, несмотря на внутреннюю ранимость и северную сдержанность. От депрессивных настроений его спасает не только талант художника, но и увлечённость своим делом, чувство ответственности, которые соседствуют с неординарностью и одарённостью. Его высокая работоспособность позволила накопить огромный творческий багаж. Этого невозможно было бы достичь без мощного темперамента, который побуждает его к новым разнообразным поискам.
Сергей Владимирович Бакин — член Союза художников России, почётный деятель искусств России, действительный член и вице-президент Международной академии современных искусств. Он является членом Национального союза пастелистов России и Французского общества пастелистов, лауреатом премий Art du Pastel en France 2003 и 2012 годов. В 1995–1996 годах участвовал в аукционе Druo (Франция). Бакин провёл множество персональных и более 200 групповых выставок, включая участие с группой «Митьки» (1988–1989 гг.). Перечислить все награды и дипломы, полученные на конкурсах, едва ли возможно. Он хорошо известен ценителям современного изобразительного искусства как в Петербурге, так и в Москве, где каждый новый его персональный вернисаж привлекает всё больше искренних и заинтересованных поклонников.
Станислав Айдинян,
председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Европейской академии естественных наук, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, искусствовед Федерации Акваживопись, заместитель председателя Южнорусского союза писателей