Детский дом «Павлин» открылся в 1999 году при храме святителя Митрофана Воронежского. Этот храм был построен в 1894–1895 гг. При храме существовал приют для сирот, создательницей и попечительницей которого стала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. После революции сначала был ликвидирован приют, а в 1935 году закрыли и храм. А в наши дни основателем детского дома при храме стал протоиерей Дмитрий Смирнов, ныне почивший.
Интересно, что за названием «Павлин» стоит вовсе не птица, а святой человек Павлин Ноланский Милостивый. Название нового дома, по мнению отца Дмитрия, должно было быть красивым и ярким, таким, как птица павлин, окрас которой всё время меняется, создавая впечатление сказки. Как раз такой дом, считал батюшка, и нужен маленьким детям. Так появилось название детского дома — «Павлин».
Но у Бога нет случайностей: вскоре отцу Дмитрию попадает в руки житие святого Павлина Милостивого. Батюшку очень тронуло житие святителя Павлина, епископа Ноланского, его доброта, любовь и жертвенность к человеку. Святитель Павлин Милостивый происходил из благородной и богатой семьи города Бордо (Франция). Благодаря высокой образованности, двадцатилетним юношей он был избран в римские сенаторы, затем стал консулом и, наконец, губернатором области Кампании в Италии. В двадцатипятилетнем возрасте вместе со своей супругой он был обращён ко Христу и крестился.
После этого совершенно изменил образ жизни: продал всё своё имение и роздал вырученные деньги нуждающимся. Не имея детей, благочестивые супруги усыновляли бедных сирот и воспитывали их в страхе Божием. Это ли не чудо, что наш небесный покровитель, как выяснилось, занимался тем же самым, что и мы — воспитанием сирот и нуждающихся детей.
Мы стараемся, как святой Павлин, помогать всем, кто обращается к нам за помощью. Зачастую это семьи, попавшие в трудные ситуации. Стараемся, когда есть возможность, вернуть детей в кровную семью, к родным. После того как политика государства взяла курс на устройство детей-сирот в приемные семьи, очень многие наши воспитанники обрели родителей.
В одну из таких семей ушёл наш воспитанник с интересной историей. Его родная мама под влиянием секты отказалась от него. Так как малыш часто оставался дома без присмотра, он в свои 4 года вывалился из окна 5-го этажа. К нему подбежали прохожие, а малыш, как ни в чём не бывало, поднялся на ножки и побежал. У ребёнка не было ни сотрясения, ни одной царапины. «Как же так получилось?» — спрашивали его окружающие. «Меня держали ангелы», — сказал некрещённый, невоцерковлённый ребёнок.
Эта история произошла на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в день памяти Патриарха Тихона. Поэтому, когда мальчик попал к нам, мы его крестили именем Тихон. Вскоре одна замечательная супружеская пара взяла ребёнка в свою семью. А ещё через несколько лет глава семьи был рукоположен в священники, и Тихон сейчас помогает папе во время служб как алтарник.
В нашем доме всегда происходят чудеса. Одно из чудес произошло в день кончины отца Дмитрия. Сообщение о том, что батюшка умер, пришло рано утром. И буквально через пару часов мне позвонил директор магазина «Детский мир» и сказал: «Наталия Владимировна, приезжайте, нужно забрать коробки. Тут такое чудо произошло. Большую машину берите с собой. В общем, тут вам много подарков».
Оказалось, что прямо к открытию магазина пришёл мужчина и купил много вещей именно для мальчишек. Я почему-то сразу поняла, что это батюшка прислал человека позаботиться о нас. Откуда знал этот человек, что наш дом для мальчиков? Разве не чудо? Чудо.
Вот так батюшка нас сразу же подбодрил, чтобы мы не унывали и знали, что свою заботу о доме он не оставит и на небесах. Для нас батюшка был всем — и кормильцем, и заступником. Отца Дмитрия нам очень не хватает, но его помощь чувствуется всегда.
Он очень любил детей. А судьба наших детей очень нелёгкая, на их плечики порой сваливаются далеко не детские трудности. Батюшка не мог ни одну историю дослушать без слёз. Он оплакивал каждого ребёнка и за каждого переживал.
Отец Дмитрий жил этим домом. При входе стояли его домашние тапочки. Я, как хозяйка дома, всегда встречала батюшку и ставила их, чтобы ему было удобно переобуваться. Он замечал эту заботу, все эти мелочи ему были очень дороги. Оказалось, что история про тапочки, как притча, её можно рассказать. Батюшка много лет отвечал на вопросы слушателей и зрителей в разных передачах. И вот в одной из них звонит ему женщина и жалуется, что у них с мужем как-то всё не ладится, ссорятся, взаимопонимания нет. «Что делать, батюшка?», — спрашивает она. А он вдруг говорит: «А ты знаешь что? Вот он сегодня с работы придёт, а ты ему тапочки поставь, прямо перед ним, и ты увидишь, что будет». Я и представить себе не могла, что это может быть таким уроком, который можно кому-то преподать. А через какое-то время эта женщина перезвонила: «Батюшка, спасибо вам большое. Я так и сделала — поставила перед мужем тапочки, и действительно всё поменялось. Он вдруг в этой мелочи увидел заботу о себе, и с этих тапочек наша жизнь начала меняться в лучшую сторону».
Таких чудес у нас много. Нужно быть только очень внимательным к своей жизни, к тому, что происходит вокруг, и, конечно, иметь веру. «Вера — это обличение вещей невидимых, внутреннее духовное зрение. Есть вещи, которые невидимы, и вот с помощью веры, с помощью этого инструментария можно видеть Бога, можно видеть путь своей жизни, можно видеть истинную ценность своих поступков», — учил нас любимый отец Дмитрий.
По его словам, доброе дело, если оно сделано не ради Христа, перестаёт быть добрым, даже если человек кому-то помогает. Поэтому мы стараемся оказывать помощь обращающимся к нам в первую очередь ради Бога. Наш детский дом негосударственный, мы не получаем никакого финансирования, живём только на пожертвования. Иногда кажется, что ситуация нам не по силам, очень рискованная и ответственная, но если доверишься Богу, то Он покроет все сомнения и переживания.
Вот была у нас такая история. Обратились к нам из Департамента социальной защиты с просьбой взять 18-летнего юношу. Он в это время находился в больнице после повторной операции по пересадке почки. Государственные учреждения отказывались его брать, так как финансирование после исполнения 18 лет ему не полагалось, и была опасность, что мальчишка может умереть, ведь первая почка отторглась. Саше была назначена серьёзная пожизненная терапия, которая здорово сажала его иммунную систему, и при этом ему нельзя было болеть. Рискованно брать такого ребёнка? Конечно. Но понимая, что у него никого нет, что он никому не нужен и что он может умереть, мы, полагаясь только на Бога, привезли его в «Павлин».
Долгое время, пока Саша не научился сам следить за приёмом лекарств, весь коллектив был на будильниках. Нельзя было опоздать или пропустить приём терапии. Сашка был запущен и в учебе, и в элементарных бытовых навыках. Вместе с ним мы заново начинали учиться читать и писать, пользоваться городским транспортом, чистить картошку и т.д. Мальчишка воцерковился, стал посещать богослужения и причащаться. Сашка как сирота имел право на получение жилья, но жилищная комиссия отказала, так как посчитала его недееспособным. Первый вопрос, который они задали: «Сколько ему осталось жить?» А Сашка оказался очень жизнелюбивым и радостным человеком. Он как будто поверил в себя и стал крепнуть день ото дня. Чтобы дать ему какой-нибудь трудовой навык, мы попросили нашего друга взять Сашу к себе в мастерскую по ремонту и пошиву обуви в качестве подмастерья. Сашка так увлёкся этим ремеслом, что пропадал в мастерской целыми днями. Мы нашли для него колледж, где обучают кожевенному делу. Итогом стали его победы в профессиональном конкурсе: первое место по Москве и третье место по России. Сейчас Александр живёт в своей квартире, которую ему выделили, ведь назвать его недееспособным уже было нельзя.
Вот так божественный промысел и вера творят чудеса. В истории каждого нашего ребенка нельзя не увидеть прикосновения Бога. А мы помогаем нашим воспитанникам обрести уверенность в своих силах, почувствовать социальную защищенность и готовность к самостоятельной жизни.
«Павлин» вошёл в федеральный реестр «Всероссийской книги почёта». Включение организации в этот реестр означает признание её значимости, подтверждает деловую и общественную репутацию и подчёркивает статус. Так пишут в официальных документах. Но все мы считаем, что служение в «Павлине» — это не работа, это состояние души. Мы, взрослые, для детей как образы для подражания. Если в семье это родители, на которых ребёнок хочет быть похожим, то у нас это воспитатели. Поэтому наш взрослый коллектив относится к себе очень внимательно и строго, понимая, что мы для детей являемся образцом. То, что мы в них вложим, то и получится в результате.
Когда они вырастут, они не вспомнят, какого цвета были обои или сколько стоил паркет. Они вспомнят другое — любовь, заботу, творчество, поездки, всю жизнь нашего дома. У нас нет сотрудника, для которого ребёнок был бы незначим. Он важен для повара, важен для учителя, для тренера, преподавателя музыки, для каждого, кто работает в нашем доме. Поэтому общая атмосфера — внимания, чуткости и заботы — и создаёт доверительные взаимоотношения ребёнка со взрослым и взрослого с ребёнком.
Пока они с нами, пока Господь передаёт их в наши руки, как говорил отец Дмитрий, мы должны сделать для них всё, что можем. Отец Дмитрий верил, что хорошо воспитать детей — это практически спасти свою душу. Этот подвиг понуждает человека выигрывать духовные битвы за душу ребёнка, так он считал. И мы в своём детском доме это видим каждый день и ведём эту битву ежедневно.
Что такое работа в детском доме «Павлин»? Это когда ты берёшь ребёнка за руку и проживаешь его жизнь, а не свою.