Адрес Дома на Оке:
Живой, наполненный дыханием художественного творчества и природы, где во всех его уголках отражены привычки семьи в четырёх поколениях. ДОМ, в котором ощущается присутствие хозяина даже и через многие десятилетия после его ухода. Просто он ненадолго покинул его, вышел прогуляться по сосновой аллее или спустился к берегу Оки…
ДОМ как блестящий архитектурный проект, как воплощенная мечта его создателя, как родной очаг фамилии Поленовых. Здесь человеческое дыхание передается из поколения в поколение на протяжении уже трёх веков.
Сегодня директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова — Наталия Федоровна Поленова, а до нее было несколько хранителей ДОМА, и все из рода Поленовых: сначала сын, потом внук, его жена и вот теперь правнучка художника.
ДОМ вместе с жившими в нем людьми пережил все драматические моменты, напрямую связанные с эпохой революций и перемен. Но одно несомненно: уже многие десятилетия ДОМ жив благодаря тому, что никогда «не уходил» из семьи.
Сразу за въездными столбами сосновая аллея приведет к ДОМУ, который встретит вас весёлой черепичной крышей цвета терракоты, сиянием белого цвета всех его четырёх сторон, резными балкончиками и разновеликими окнами, словно разбросанными по всему периметру стен. Зимой — уже забытой первозданной белизной снежного покрова, а летом — изумрудом многоцветного травяного ковра на лужайках… Не бывает плохого времени для посещения усадьбы!
Что такое «Поленовская архитектура»
В каждой комнате ДОМА взгляд сразу притягивается к окнам, а потом скользит в заречную даль — вид ошеломляет! Красотой широкой глади реки в просвете елей, сосновой рощи, рукотворно расположившейся на склонах (Поленовы сами насадили ее), лужаек с цветниками, окружающими ДОМ.
Картины, мебель, шкафы, камин, дубовая лестница, кресла, расписная посуда в резных буфетах — все это не застывшие музейные экспонаты, а необходимый обиход жизни ДОМА, и в то же самое время — произведения искусства, каждое по отдельности, и все вместе. Паркет в библиотеке особый: кажется, что лучик солнца попал в каждую половицу, и оттого пол как будто подсвечен еще и снизу. Кабинет — единственное место в ДОМЕ, где Поленов разместил только свои картины, а в портретной — этюды, картины его друзей-сподвижников — Репина, Васнецова, Коровина, Серова, Левитана, Остроумова, Нестерова, портреты кисти матери художника, его сестры. Василий Дмитриевич родился в семье, где историком-архитектором был отец Дмитрий Васильевич, а мать происходила из старинной семьи Воейковых и тоже была художницей. ДОМ изначально задумывался как художественный музей, как некое выставочное пространство, где художники могли бы свободно писать свои полотна, где всё способствовало бы творчеству и вдохновению, по примеру подмосковного Абрамцева.
Поленов не хотел устраивать большого хозяйственного имения. Сыграли свою роль воспоминания о родительском доме в Имоченцах Олонецкой губернии, который в свое время был построен по собственному проекту отца и где художник провел детские годы. То же получилось и с нынешним имением. Бывшее Бёхово, потом Борок, а с 1931 года Поленово влючает в себя 17 мемориальных зданий и усадебный парк, собственноручно посаженный Василием Дмитриевичем. Все здания задуманы, спроектированы и построены самим художником. Теперь этот уникальный ансамбль мы называем «поленовской архитектурой».
Особое место здесь занимает церковь Святой Троицы в Бёхове. Всё в ней — и проект, образцом которого послужили новгородские храмы XII века, и интерьеры с иконами, и купол, и колокольня — всё придумано и продумано Поленовым, который замыслил, по его слову, «создать для наших соседей крестьян храм молитвы и искусства».
Адрес картин художника
Как-то не верится, что Василий Дмитриевич Поленов — из позапрошлого века, ведь он родился 1 июня 1844 года, а лица его героев — как будто из нашей современной реальности: те же переживания, те же чувства и волнения. Пейзаж — да, изменился, но река Ока все та же — спокойная и неторопливая. Дистанции во времени не чувствуется, и разве поверишь, что Поленов отстоит от нас почти на два столетия?
При упоминании имени Поленова сразу вспоминаются «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Ранний снег», «Русская деревня»… А «Московский дворик» вообще мне родной, потому что мое детство прошло в соседнем с этим двориком Серебряном переулке на Арбате. Он сохранился в своем почти узнаваемом виде до наших времен. Церковь на картине была там всегда — и до Поленова, и много позже, и в наши дни она стоит, только дворик другой. Понятно, что в советское время церковной службы в ней не было, а в ее здании располагалась, кажется, студия мультипликации…
Неоспоримо, что Москва — это главный адрес картин художника. Но есть еще и другое притяжение его творчества — река Ока, раздольно протекающая по взгорью русской равнины. Однажды, возвращаясь на поезде из путешествия, Василий Дмитриевич и его жена Наталья Васильевна были буквально заворожены видом этой величавой реки вблизи Тарусы… И тут же решили построить вот прямо здесь, в этих заокских далях, дом для семьи, для жизни и творчества. К тому времени благосостояние успешного художника это уже позволяло.
Василий Дмитриевич был известным признанным мастером, творчество которого высоко ставили коллеги и ценила публика. Среди его почитателей был, между прочим, царь Александр III, купивший в 1887 году грандиозное полотно художника «Христос и грешница» за баснословную по тем временам цену — 30 000 рублей серебром. Этих денег хватило, чтобы построить Большой ДОМ в усадьбе и две школы в соседних деревнях Страхово и Бёхово.
Главная тема выставки в Третьяковке
Очень теплые по чувству, по вниманию к московскому быту и первозданной природе произведения Поленова широко известны у нас, а вот про его Евангельский цикл широкая публика знала меньше. Сейчас на выставке в Третьяковской галерее эта тема главенствует. Выставка юбилейная и посвящена 175-летию художника. Музей-заповедник Поленово со своей, бесспорно, бесценной коллекцией — один из основных ее участников.
Всего 90 полотен задумывал Поленов создать в Евангельском цикле «Из жизни Христа». Известно, что Василий Дмитриевич написал 58 картин цикла, к сожалению, местонахождение почти половины из них — неизвестно. Но уже хорошо, что картина «Христос и грешница» — главное полотно цикла — сохранено и доступно нашему любованию. Его графический вариант занимает сейчас всю стену в усадебной мастерской художника, а живописный как раз и был приобретен Александром III. Сегодня он хранится в Русском музее, и именно этот вариант привезен на выставку в Третьяковку.
Современники художника неоднозначно приняли изображенный Поленовым образ Христа — не вполне канонический, но поразительно достоверный в своей человеческой сущности, пронзительный в своей нравственной силе. Так, Третьякову, желавшему приобрести картину для своей галереи, не нравилась длина волос изображенного Христа: «…Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь». Увидев на выставке картину «Христос и грешница», писатель Владимир Короленко поддержал художника в его реалистической трактовке Христа: это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника».
Неблагодарное дело — пересказывать сюжет художественного произведения. Расскажу о том, что «около» картины, и о чём говорят на экскурсии в ДОМЕ. Например, о том, что размер картины — 3 на 6 метров. Полотно для неё пришлось специально заказывать в Риме, потому что в России не вырабатывали холстов такого большого размера, а костюмы для изображения женских персонажей с тонкой реалистической проработкой деталей были самолично сшиты женой художника — Натальей Васильевной. На картине она изображена стоящей на каменной лестнице и прикрывающей рукой глаза от яркого солнечного света.
Интересно, что Поленов не придумывал названий картин, а брал цитату или часть ее из четырёх Евангелий с точным указанием: откуда взята цитата, из какой главы, какого именно Евангелия. Многие главы Святого Писания можно иллюстрировать произведениями художника.
«Христос и грешница» — это название, под которым мы сейчас знаем эту картину, а её первоначальное название звучало так: «Кто без греха?». Но по соображениям тогдашней цензуры (хотя, что в этом названии крамольного?) его заменили на поздний вариант. По этюдам можно проследить, как тщательно готовился художник к написанию картины. Они выставлены здесь же, рядом с оригиналом. Внимательному посетителю бросится в глаза сходство образа Христа на этюдах с чертами лиц учеников Василия Дмитриевича — Коровина и Левитана. Именно их характерные особенности Поленов соединил вместе в собирательном образе Христа.
Он вообще довольно часто «использовал» своих родных или друзей для создания нужного героя. А на этюде Васнецова, который тот писал здесь в усадьбе и который позже воплотился в его картине «Три богатыря», для центральной фигуры Ильи Муромца позировал сам Поленов. Теперь, когда будете в Третьяковке и увидите васнецовских «Богатырей», внимательно приглядитесь к чертам Ильи Муромца: он очень похож на Василия Дмитриевича.
…Здесь, в своем Доме на Оке, художник написал самые трогательные русские пейзажи — «Золотая осень», «Речка Свинка», «Закат», «Серый день», и здесь же 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет В.Д. Поленов закончил свои земные дни.
Замечательный русский художник Василий Дмитриевич Поленов похоронен на сельском кладбище в деревне Бёхово на обрывистом берегу Оки неподалеку от своего творения церкви — Святой Троицы. Сегодня храм полностью восстановлен в том виде, каким его задумал художник. в нем проходят богослужения, церковные праздники, совершаются обряды — все, как было при Поленове.
Надежда Павлова
Хотите, чтобы о Вас узнали посетители крупнейших выставок в России? Разместите рекламную статью в нашем журнале! Оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: