«Новая Деревня Малоэтажное Строительство» — это достижения в области малоэтажного строительства, оригинальные решения интерьера и ландшафтного
дизайна, развитие сельского хозяйства, экология и благоустройство. Культура и искусство, недвижимость, туризм. Журнал о строительстве и творческих людях.
Родовые имения русской аристократии, с портретной галереей предков, библиотеками, парками, храмами — неотъемлемая часть русской культуры. Усадьба как произведение искусства, отражение истории рода и личности была и остается образцом устройства традиционного мира, прочно связывая нас с прошлым.
Самые состоятельные и просвещенные владельцы из среды родовой знати превращали усадьбы в подобия настоящих музеев, выражая свои идеи и пристрастия через архитектуру, интерьеры, садово-парковое искусство. Одним из таких великолепных «посланцев культуры», безусловно, является знаменитый дворцовый ансамбль нашей Алупки.
С.П.Катков «Ай-Петри» (Скалы и кипарисы). 1964г
Это чудесное место южного берега Крыма у подножия горы Ай-Петри было приобретено в 1824 г. знаменитым представителем рода Воронцовых, графом Михаилом Семёновичем, генерал-губернатором Новороссийского края. Его богатство, приумноженное благодаря женитьбе на графине Елизавете Ксаверьевне Браницкой — той самой, которой Пушкин посвящал свои знаменитые стихотворения — позволяло выполнять самые дерзновенные замыслы. Решив создать в Алупке роскошную летнюю резиденцию, граф по клочкам скупал у местных татар землю. Его не пугала каменистая почва и чахлые кустарники: именно здесь вельможа-романтик нашел простор для своей недюжинной фантазии.
Просвещённая чета Воронцовых, связанная узами родства и дружбы с русской, польской и английской аристократией, задумала претворить в Алупке универсальную архитектурную летопись мира. К созданию этого великолепия причастно множество талантливых людей. Проект дворца сочинил англичанин Эдуард Блор, друживший с Вальтером Скоттом, для которого чуть раньше проектировал романтический замок Эбботсфорд в Шотландии. Облик алупкинского строения поражает смешением эпох и стилей: готический, мавританский, тюдоровский. На строительство замка, усадебных построек, обустройство уникального парка ушло более 20 лет. Дворцовый ансамбль, состоявший из пяти корпусов с башнями, внутренними двориками, фонтанами, террасами и мраморными лестницами, спускающимися к морю, охранялся тремя парами беломраморных львов, созданных итальянским скульптором Джованни Бонанни.
Роскошный парк дворца отсылал к юности Воронцова среди садов Англии и к детству Лизы Браницкой в имении её матери «Александрия» под Белой Церковью, парк которого считался одним из лучших в Европе. Весь ансамбль был связан с великолепными картинами морского и горного ландшафта, имеющего в районе Алупки форму естественного амфитеатра. Сохранилась переписка графа Воронцова и директора Никитского ботанического сада Николая Гортвиса. Именно при нем наладились связи с садоводами всего мира, появились новые питомники. Алупке, как поместью генерал-губернатора края, отдавалось особое предпочтение. Любопытный факт: в письме Гортвиса к графу читаем: «все магнолии, посаженные Вашим Сиятельством, исключительно принялись, они подросли на дюйм». То есть, губернатор, не стесняясь «низкими» занятиями, лично участвовал в посадках редких растений.
Цветочным нарядом Воронцовского парка занимались первый садовник Алупки Карл Август Кебах и его сын, Антон Карлович, предки которых 200 лет служили садовниками у князей Гогенцоллернов. Об Антоне Кебахе упоминает в письме графиня Воронцова: «Скажите, чтоб он постарался, чтобы в Алупке было как можно больше цветов для моего радостного услаждения».
«Услаждались» взоры не только владельцев, путешественники отмечали, что сады Воронцовых цвели как лучший персидский ковер: «Сплошные цветники самых роскошных цветов, самых изящных клумб; цветы налиты, как в блюдцах, в низеньких цветничках». Магнолии, кипарисы, рододендроны, которые и сегодня ассоциируются с образом города, появились здесь прежде, чем в остальных местах Крыма, но всё же «царицей Алупки» необходимо признать розу.
В самом начале XIX в. специалисты научились выводить розы путём скрещивания, и в 1829 г. в Крым из Англии прибыли лучшие их сорта. Крытая галерея возле озера в верхнем парке владения Воронцовых насчитывала 50 сортов. Все камни парков обсаживались розами вперемешку с виноградными кустами. В среднем в год выводили не менее 30 новых сортов, и двум лучшим розам дали имена графа и графини Воронцовых. Роза графини «Comtesse Woronzow», цветение и красоту которой отмечали особенно, стала известна под этим названием в немецких и английских каталогах садоводства.
Три поколения Воронцовых владели дворцом до революции: 150 комнат, антикварная мебель, картины, античные статуи, парки, розарии… В 1913 г. в Ялте, на выставке роз пальма первенства досталась имению «Алупка». В Никитском ботаническом саду процветающего имперского Крыма в 1916 г. произрастало 2 600 видов дивного цветка. Удивительно, что революция не уничтожила это райское место: в середине 1921 г. во дворце открыли общедоступный музей. Парку, оранжереям досталось больше: в годы гражданской войны население сажало в розариях картошку. Особенно тяжелым было время Великой Отечественной, когда во дворце хозяйничали немцы, а парк заняли румынские кавалеристы. Сохраненный от всех русских бед дворец Воронцовых в феврале 1945 г., во время Ялтинской конференции стал резиденцией английской делегации во главе с Черчиллем.
Ко времени окончания войны от знаменитой коллекции роз Никитского сада осталось лишь 100 сортов, позже её удалось восстановить до 1 200, а дворец, не утративший свои интерьеры и изумительные виды, стал музеем-заповедником. До сих пор в парках южного берега всё ещё обнаруживают старинные сорта роз, около 10 редких сортов насчитывает Воронцовский парк. Конечно, музей в Алупке не может содержать такую же коллекцию, как у бывших сиятельных хозяев, но террасы во время майского цветения ярче всех других парков Крыма
Когда-то ботаник Гортвис писал: «Эти прелестные растения уже приносят и будут приносить наслаждение во все времена года и в любом возрасте. Кажется, они нашли здесь свою родину и цветут так пышно, что это едва можно себе представить. Я не преувеличиваю, когда говорю, что одни лишь цветущие кусты роз заслуживают того, чтобы из-за них совершать путешествия на наш берег».
Берег, который, наконец, вернулся в Россию, и который мы должны оберегать в память нашей истории и людей, составивших ее славу.