Рекламно-информационный журнал

«Новая Деревня Малоэтажное Строительство» — это достижения в области малоэтажного строительства, оригинальные решения интерьера и ландшафтного дизайна, развитие сельского хозяйства, экология и благоустройство. Культура и искусство, недвижимость, туризм. Журнал о строительстве и творческих людях.
+7 925 509-40-71 Адрес:
      125047, г. Москва, 
1-я Брестская ул., вл. 35, пом. 501
E-mail: info@nd-ms.ru, ndpostnd@gmail.com

Андрей Умнов. Художник индивидуального накала

Статья опубликована в № 1(66) за 2023 г. журнала "Новая Деревня Малоэтажное Строительство"

Андрей Умнов — художник, обладающий своей индивидуальной изобразительной стилистикой. Он мастер профессионально состоявшийся, владеющий несколькими направлениями в творчестве, которые издавна разрабатывает и совершенствует.

Корни Андрея, как и его судьба, очень необычны. По отцовской линии он потомок казахов, калмыков Куановых, отец его Сергей Тлеубергенович, был художником. По линии материнской Андрей потомок видных русских купцов, почетных граждан, заседавших в Думе. Интересно, что его прадед, нотариус и издатель, при рождении был крещён в церкви при Императорской академии художеств в Петербурге. 

О самом Андрее Умнове нельзя сказать, что «где родился, там и пригодился», напротив, линия его жизни пролегла от Караганды, где он появился на свет в Казахстане, к российскому Екатеринбургу, родине матери. Там успешно окончил Лицей имени С.П. Дягилева, по добрым отзывам уникальное учебное заведение, где ставили во главу угла всестороннее развитие личности. Далее последовал переезд в Подмосковье, затем окончательный, в Москву, учеба в Новогиреевской художественной школе, далее последовало Московское театральное художественно-техническое училище, тут Андрей Умнов получил специальность «художник-бутафор». В училище его преподавателями были А.Е. Родионов, И.Л. Серегин, В.Е. Осипенков. 

Работа в театрах Москвы дала пищу для развития объёмного сценического видения, он создал массу оригинальных декораций — образов и объектов для Молодёжного театра (РАМТа), «Сатирикона», «Эрмитажа». Сотрудничал Андрей с «Современником»; ныне работает в Государственном Большом театре России.

Да, Андрей Умнов нам интересен как художник индивидуального, своего стилистического «шага», своей творческой «походки». И тут нас ждут своего рода открытия, когда мы рассмотрим авторский цикл А. Умнова, обозначенный им как «Артинжиниринг». В нём отмечены значимые черты его манеры — в графических работах овалы линий соседствуют с причудливыми образами, по накалу и виду своему технотронными. Андрей антропоморфизирует техническую деталь — пружину, болт, создавая, как в чертеже, образную плоскость, — все это у него оживает, иной раз обретая цвет, или оставаясь монохромным. Рождаются будто фантастические механизмы, проекции некой техноцивилизации… Особо отметим, что на избранных листах возникают выразительные литеры, цифры, их ряды, которые тоже обретают определенную эстетическую, иероглифическую по сути, функцию в картинах и графике. В чисто графических работах есть образы — в них нечто от эстетики «татуажа», кое-где ненавязчиво проскальзывают и эротические мотивы. Женственность эротических образов неизменно прохладно изящна и тяготеет к неосимволизму, который явственно свойственен определённому ряду произведений Умнова. 

Столь же определённые черты мы наблюдаем и за пределами цикла «Артинжиниринг», в таких работах, как  «SPEED DREAMS» (2006), «Motion» (2004), «НЕЙРО-ИНКОГНИТО-121014» (2014), «Спэйс Ковбой» (2004), где наблюдаемо ещё одно качество — Андрей Умнов очень выверенно эстетически подходит к цвету и его оттенкам. Он тяготеет к синих тонов палитре, но может осваивать широкую гамму цветов и создавать целые атмосферические миры, используя акватехнику… В этой связи уместно назвать «Экстероцепцию» (2002), «Пролиферацию» (2002). Слышите в названиях все ту же тягу к элементам фантастики?..

Не забудем и о том, что, когда Андрей Умнов работает с цветом, ему одного цвета мало. Потому даже в такое абстрактное по характеру полотно, как «Высокое быстродействие», помимо цветовой атмосферы и «геометрии», композиционно изящно добавлена малая веточка шиповника с плодами, которая делает картину сразу очень живой и выразительной. Андрей старается в своих полотнах дать сразу несколько знаков, цветовых вихрей, росчерков, образов или амальгамных мотивов. «ДИФРЕНАНТРУМ» (2009), серия «Глубина ароматов», «Легенда изотропа 001» и целый ряд других работ подчеркивают это…

В живописном ряду в смысле декоративности лидирует его вписанная в круг (tonto) работа «HOT-N-GOLD» (2014), где волнятся сгущенные наплывы красок, — они по оттенку напоминают медь, бронзу, «аккомпанируют» интересному образу красного яблока соблазна, вмещённого в рамку «сердца», вот и получился символический по сути образ — в сердце человечество носит соблазн желания…. Художник верен себе — на картине есть и цифры, чьё расположение можно расшифровать, используя нумерологический код. Внимательный взгляд заметит и малый человеческий череп, подобный «адамовой голове» в изножье многих изображений на картинах западноевропейской классики…  Художник хорошо понимает, что без тайны, её полутонов и загадочных символов Искусство менее полисемантично, аттрактивно, притягательно… 

Известно, что для достижения многих художественных эффектов наш художник-мастер использовал масляные краски, акрил, флуоресцентный акрил, цветные карандаши, тушь; применял многообразные современные технологии, варьируя приемы в русле авторской смешанной техники…

Есть ещё штрих характеристики Умнова — его выраженность в графике и живописи не выглядят исключительно намеренно самоцельными потому, что элемент Красоты присутствует в его работах почти неизменно. Часто эта красота декоративна в добром и эстетическом смысле слова. В этом плане у Умнова есть «аналог» и предшественник, классик театрального отечественного искусства, театральный художник и декоратор Игорь Четвертков, но в отличие от Четверткова, Умнов менее использует выпуклые поверхности и по-другому стилизует их, общее в исключительно эстетическом посыле произведения, в изяществе, в присутствии выраженной цветовым и литейно-графическим образом Красоты… У каждого в искусстве — свои формопространственные решения.

Об А. Умнове как о художнике прекрасно отзывался Анатолий Майстренко, председатель художественного совета Международной федерации акварелистов, которого мы знаем как высокого профессионала, деятельного участника цикла выставок «Крым-Коктебель-Карадаг», в которых много раз участвовал и А. Умнов, что отмечено в длинном списке его персональных и коллективных, отечественных и зарубежных выставок. 

А. Майстренко, в частности, сказал: «Умнов умело и тонко «проектирует» свои картины. Недаром учился у такого мастера как Андрей Родионов, который закончил Строгановку и ныне преподает в своей родной Академии на кафедре академического рисунка. То некогда законченное проучение визуально отражается в прекрасных холстах и объектах Андрея…».

«Творчество Андрея Умнова основано на увиденном, прочувственном, серьезно осмысленном, а это и есть путь к неповторимой индивидуальности», — писал искусствовед И.Ю. Пильстров. «А. Умнов идет собственным путем, творчески перерабатывая в соответствии со своим видением концепции сюрреализма, постсюрреализма, биомеханики, трансреализма и других стилей», — это уже из статьи художницы и искусствоведа О. Науменко (обе цитаты, соответственно за 2002 и 2008 годы, взяты со страниц газеты «Наш Изограф»). Вы, наверное, заметили, что в обоих цитатах из статей присутствует признание специалистами в области искусства особой индивидуальности художника и графика, чей талант многогранно и многокрасочно осуществляет себя в разнообразных жанрах и направлениях, с годами, с опытом приобретая все большую заострённость, силу и цельность…

В заключение скажем ещё, что творческая деятельность художника насчитывает уже 37 лет. Андрей Сергеевич Умнов имеет многочисленные грамоты; около 50 дипломов и 7 медалей: бронзовая Пушкинская «Ревнителю просвещения» 2020 г., две серебряные— Международной Академии современных искусств  2020 г.; золотая — МАСИ 2021 г.; две золотые от МАСИ 2022 г. (весенний и осенний сезоны), и одна бронзовая от МАСИ 2022 г. (осенний сезон). 

Неоднократный лауреат Международных арт-проектов: «Terra incognita», 2013 г.; «Инсайт», 2016 г.; «Машина времени», 2019–2021 гг., Диплом ТСХ России «За вклад в отечественное изобразительное искусство», 2016 г.

Станислав Айдинян,

председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, заместитель председателя Южнорусского союза писателей, член Союза российских писателей


Хотите, чтобы о Вас узнали посетители крупнейших выставок в России? Разместите рекламную статью в нашем журнале! Оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: +7 925 509-40-71