Многоцветное древо талантливого рода Майковых дало России достойных граждан: дед поэта, Аполлон Александрович — известный поэт и директор Императорских театров; отец, Николай Аполлонович — академик живописи, иконописец, работал для многих церквей, в частности, Исаакиевского собора; мать, Евгения Петровна, урожденная Гусятникова — писательница.
Домашнее образование детей было блестящим: сам Иван Гончаров, автор великого русского романа «Обломов», преподавал четверым братьям Майковым историю литературы. Выросший в обстановке культа искусства, Аполлон Николаевич Майков, успешный не только в поэзии, но и в живописи, написал образ «Распятие», который Николай I принял для алтаря в Зимнем дворце. Но особенной гордостью семьи была принадлежность к их роду русского святого Нила Сорского, в миру Майкова. Это семейное предание освещало и освятило всю жизнь поэта.
Родиной Аполлона Майкова была Москва, но он часто и подолгу гостил в подмосковных имениях отца и бабушки невдалеке от Троице-Сергиевой лавры. Наверное, отсюда, в этих чистых детских впечатлениях — истоки любви к русскому пейзажу и патриархальному быту, которые потом войдут в его поэзию, ставшую хрестоматийной в России ХIX века. Отрочество будущего поэта проходило уже в Петербурге, где за три года он прошёл весь гимназический курс, учился на юридическом факультете Петербургского университета. Один из образованнейших людей своего времени, он занимался римским правом, философией, изучал латинский язык и античное искусство, перед которым преклонялся. Карьеру Аполлон Майков начал в должности библиотекаря Румянцевского музея, где близко сошёлся с властителями дум русского общества: Тургеневым, Некрасовым, Белинским. Вошёл он и в кружок вольнодумца Буташевича-Петрашевского, членом которого был и Фёдор Достоевский. Покуда кружок занимался просветительскими и литературными вопросами, Аполлон Николаевич исправно посещал тайные «пятницы», но когда идеи стали перерастать в радикальные, от собраний отошёл. Этому способствовала и его дружба с поэтом и философом Фёдором Тютчевым, человеком, обладавшим удивительной чуткостью к судьбе своей родины: «Умом Россию не понять…». Аполлон Майков называл себя духовным крестником Тютчева.
Первую книгу стихов Майкова отметил Виссарион Белинский, выделив чистоту и простоту его слога, и это была высокая похвала. Поэт много переводил славянские песни, любил и знал эпосы разных стран, сам сочинял в народной интонации. Недаром Чайковский и Римский-Корсаков писали романсы на его стихи. Знание эпоса помогло в одном из главных дел его жизни — переводе «Слова о полку Игореве». Работа началась как будто нечаянно: сын Майкова проходил «Слово» в гимназии и обращался к отцу с вопросами. Натолкнувшись на ряд неясных мест, тот стал изучать научную литературу, и четыре года, потраченные на поэтический перевод «Слова», Майков называл своим вторым университетом.
В течение всей жизни поэт размышлял о судьбе и роли христианства, его столкновении с язычеством (результатом стала драма «Два мира»), постигал глубинные основы русской веры. В своём дневнике он записал: «Выше христианского идеала любви нет. Я имел счастье родиться в христианском обществе, следовательно, нравственный христианский идеал есть мой, и другого я не могу иметь».
«Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души, —
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море,
И заодно с ним рвется в небеса».
Подобное чувство Майков испытывал только в русском храме: в итальянских, например, соборах приходило только восхищение красотой и грандиозностью замысла. Он был убеждён, что различные слои общества могут отличаться уровнем образованности и доступа к материальному, но близость нравственных идеалов, определённая верой, должна объединять всех. Формула на все времена. Однако в «прогрессистской» России того времени творчество и гражданская позиция Майкова критиковались радикальным демократическим лагерем. Причиной тому была и карьера: в 1852 году он поступил в Комитет иностранной цензуры, затем стал его председателем, сменив на этом посту Ф.И. Тютчева.
Вся жизнь Аполлона Майкова была жизнью христианина и гражданина: «…всё-таки чувствую великое в душе моей счастье, что жил, сознавая на себе тяжесть долга к семье, к ближнему, к отечеству, к народу своему — долга, который… обращается в несказанную сладость, когда хоть в половину, хоть в четверть его исполнишь».
Земной путь поэта Майкова закончился 8 марта 1897 года. Через 20 лет его неутомимо любимой России уже не будет, а «чистую поэзию» заставят забыть. Но нация жива, пока помнит:
«О Боже! Ты даешь для Родины моей
Тепло и урожай, дары святые неба,
Но, хлебом золотя простор ее полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба!».
Как это моление о духовном хлебе требуется нам сегодня, сейчас.
Елена Казённова
Фото в статье: Яндекс.Картинки
Хотите, чтобы о Вас узнали посетители крупнейших выставок в России? Разместите рекламную статью в нашем журнале! Оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: