175 лет прошло с того времени, как в Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича, принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых, родился сын Виктор. Дети провинциального батюшки были наделены недюжинными талантами: не только всемирно известные художники Виктор и Аполлинарий, но и пятый сын в семье, Аркадий — искуснейший мастер-краснодеревщик.
Виктор четыре года провел в Вятском духовном училище, затем в духовной семинарии. Уехав с благословения отца в Санкт-Петербург, учился живописи в Академии художеств. Мудрый батюшка не ошибся, предвидя будущее сына — тот стал большим русским художником.
Художник Васнецов пробовал себя во всех жанрах, участвовал в выставках передвижников, но сердце было занято иным. В 1880-е годы он обратился к русским былинам, именно в них видя воплощение своих идеалов. Величественные картины русской жизни, переплетённые со сказочными мотивами, прославили его имя по всей Руси. «Битва скифов со славянами», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке» — хрестоматийные картины, вошедшие в культурный обиход. Его «Ковёр-самолёт», сминающий облака над тихими русскими просторами, былинные «Богатыри» потрясают размахом — силища русская! Публика реагировала восторженно: юный Александр Блок посвятил картинам «Сирин и Алконост», «Гамаюн, птица вещая» восторженные строки. Поэтизация Васнецовым древнерусских мифов, действительно, превращала его живопись в символ, яркую метафору, где каждый видел свои грёзы. Чары его искусства не утратили воздействия на зрителя и сегодня: наш замечательный танцовщик Николай Цискаридзе назвал картину «Сирин и Алконост» одним из сильнейших впечатлений детства.
Человек большой веры, Васнецов много работал для церкви. Им созданы эскизы мозаик и росписей соборов в Гусь-Хрустальном, Варшаве, Дармштадте, но самыми значимыми, эпохальными стали работы для Владимирского храма в Киеве и семь картонов для мозаик храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге, в том числе, главные — «Спаситель» и «Богоматерь». Великим трудом стала роспись Владимирского собора в Киеве. Два года ушло у художника только на сотворение центральной фигуры Богородицы с младенцем-Христом — воплощение великой любви, скорби и жертвенности. Сам Виктор Михайлович считал эту работу главным делом своей жизни.
Своему труду художник отдавался полностью, его сотоварищ Михаил Нестеров писал: «Чудный памятник по себе оставит Васнецов русским людям. Они будут знать в лицо своих святых, угодников, и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветные идеалы».
Виктор Васнецов был душой мамонтовского кружка, собиравшегося обыкновенно в Абрамцеве, где единомышленники погружались в стихию русского народного творчества, изучали прошлое, искали свои пути самовыражения по примеру крестьянского искусства. Художественные мастерские Абрамцева — особая страница нашей культуры. Здесь были построены церковь в древнерусском стиле и «избушка на курьих ножках» — тёплые, русские, живые по сей день, как и дом в Васнецовском переулке.
Дом задумывался Васнецовым не только местом для жизни, но и манифестом неорусского (не путать с новорусским!) стиля, объединявшего на почве национального романтизма мотивы народного искусства и русский вариант европейского модерна. Окна в кокошниках, поливные изразцы фасада, бочкообразная крыша — «боярский терем», по слову Фёдора Шаляпина. Сегодня обстановка дома полностью восстановлена: изразцовые печи, мебель прошлых веков и созданная Аркадием Васнецовым, картины Виктора Михайловича, предметы быта, фотографии — всё подлинное, живое. Интерьеры заслуживают особенного внимания. Изначально существуют два основных образца мебели — несущие (столы, стулья) и вмещающие (комоды и т. д.), но дом Васнецова поражает прихотливостью и разнообразием накопленных в нём диковин. Выполненные в традиционном русском стиле столы обеденные и письменные, столы-ларцы, комоды, серванты, шкафы, секретеры, кресла и стулья, лари, сундуки — всё это мебельное изобилие причудливо украшено интарсией и маркетри, приводящими в изумление тонкостью работы. А какие здесь устраивались вечера, и кто только не бывал в этом доме — Павел Третьяков, Валентин Серов, Василий Поленов, Василий Суриков, Фёдор Шаляпин…
Традиции дома сохранялись и после ухода Мастера. Правнучка Аркадия Михайловича Васнецова, профессор, доктор химических наук Ольга Васнецова вспоминала: «Я выросла в московском доме В.М. Васнецова до того, как он стал музеем (кстати, первым его директором был мой дедушка). Когда в нашем доме открылся музей, там стали проводить концерты, творческие вечера, мы с моей двоюродной бабушкой Людмилой Аркадьевной часто их посещали. Встречали художника Корина, слушали арфистку Эрдели. Иногда пела и сама Людмила Аркадьевна те произведения, под которые любил писать картины Виктор Михайлович. В то время она училась в Московской консерватории и жила у него в доме. До сих пор с удовольствием вспоминаю этих удивительных, талантливых людей».
И какое счастье для всех нас, что жив Дом-музей истинно русского художника, соприкосновение с которым обязательно оставит след в каждом неравнодушном к судьбе Отечества сердце.
Хотите, чтобы о Вас узнали посетители крупнейших выставок в России? Разместите рекламную статью в нашем журнале! Оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: