По семенам, конечно, есть проблемы, но они решаемые. Помимо сертификации семян от других поставщиков немаловажную роль играет тот факт, что Россия полностью обеспечена собственными семенами зерновых культур. А это значит, что цена на хлеб меньше всего будет зависть от курса валюты и санкций. С 2018 года реализуются государственные подпрограммы по развитию селекции и семеноводства сахарной свеклы, овощей и картофеля и ожидается, что процент собственных семян к 2025 году будет значительно увеличен. При этом, в каждой области селекции растений имеется какой-то задел открытий, который при определенных мерах поддержки можно воплотить в реальные результаты. По средствам защиты растений — какие-то продукты производятся в стране, чего не хватает — будет поставляться из других государств, работа по сертификации сегодня активно ведется. Что касается горюче-смазочных материалов –аграрии отмечают, что роста цен не наблюдается, в некоторых регионах происходит снижение.
Большое значение сегодня имеет льготное кредитование аграриев. Правительство выделяет на субсидирование процентной ставки значительные ресурсы. Так что в целом, — ситуация стабильная.
Хотелось бы отметить, что большой вклад в обеспечение населения продовольствием по доступным ценам вносит малый сектор сельского хозяйства в АПК. Это крестьянские подворья, а также фермерские хозяйства. Овощи, картофель, молоко и молочная продукция, мясо — те продукты, которые могут быть на столах граждан экологически чистые и по доступным ценам без маржинальных накруток торговых сетей.
Согласно данных Росстата доля сектора в производстве картофеля составляет 79%, овощей 71%, молока 44%, мяса крупного рогатого скота 63%. При этом объем производства товарной продукции в сегменте может быть увеличен. Для этого необходимо создать максимально благоприятные условия для развития предпринимательской активности и снять все существующие барьеры.
Конечно, для малых форм хозяйствования — фермеров и крестьянских подворий нужно создать облегченные возможности торговать своей продукцией — ярмарки, рынки, все места бесплатные, нестационарная торговля, выделение мест в удобном для людей расположении. Что касается торговых сетей, то необходимо разработать систему, когда фермер или любой производитель может поставлять свою продукцию, минуя крупные оптово-распределительные центры, непосредственно в магазины.
Продукцию, которую производят мелкие фермеры и крестьянские подворья, необходимо объединять путем создания потребительских кооперативов или заготконтор, чтобы задействовать потенциал сельского населения. Кроме того, организация малых логистических центров в районах поможет сократить путь фермерского продукта от производителя до покупателя, минуя перекупщиков, что существенно отразиться на и цене, и на качестве товара. Собранная продукция может продаваться в местных магазинах, в нестационарных торговых объектах, на ярмарках и рынках, реализовываться через столы заказов — любые каналы должны быть доступны и максимально субсидированы по оплате затрат. Что касается торговых сетей — важно предусмотреть формат поставки в конкретные магазины в возможных объемах, минуя сложную логистику и сетевые ОРЦ. Считаем важным обеспечение трансфера технологий и тиражирование позитивных практик, предусматривающих создание малых агрокластеров на сельских территориях. И здесь не обойтись без системообразующей организации фермерского самоуправления — АККОР, которая 30 лет работает с фермерами, понимает их проблемы и нужды.
Из общеотраслевых вопросов сегодня важно контролировать стоимость ресурсов производимых внутри страны, фиксировать цены и маржинальность обслуживающих АПК компаний и субсидировать сельхоз-товаропроизодителям затраты. И сегодня в этом направлении уже многое делается.
Уверена, что потенциал для продовольственного развития и насыщения внутреннего рынка собственными продуктами в России есть. А своевременные меры поддержки, качественная совместная работа профильных ведомств, науки, сельхозпроизводителей и общественных объединений помогут по-настоящему укрепить сельское хозяйство в нашей стране.
Башмачникова Ольга, вице-президент АККОР
Хотите, чтобы о Вас узнали посетители крупнейших выставок в России? Разместите рекламную статью в нашем журнале! Оставьте заявку на сайте или позвоните по телефону: